Castaneda

 
Книги
Статьи
Интервью
Письма
Мнения
Опыт
Практика
Сновидения
Гостевая книга
Астрал
Форум
Чат 
Ссылки
Юмор 
Разное
Клуб К.Кастанеды
(статья с портала "OVUM", июнь 2001 г.)

 История одного не возникшего народа (Тропа Трояна).

 

Сегодня я хочу рассказать об истории одного эксперимента, который был мне очень близок по духу. Его неудача кажется мне симптоматичной и хотелось бы понять ее причины. Речь пойдет о Тропе Трояна - духовно-фольклорном движении Александра Шевцова, создавшего его под псевдонимом Александра Андреева.

В кругах психологов, философов и культурологов существует довольно распространенное убеждение, что коллективное бессознательное порождает народы, сообщества, структурированные вокруг некоего базового мифа о структуре мироздания. Как говорил Гегель, “народы - мысли Бога”. Рождение нового народа предваряется рождением мифа, миротворящего события, становящегося архетипом для всех последующих деяний представителей данного народа: от строительства дома до рождения ребенка. Понятно, что потребность в возникновении нового народа, мифа возникает не каждый день, а только когда энергия развития какого-то народа исчерпалась. Тут можно провести аналогию с исчерпанием энергии пассионарного толчка по Гумилеву, за исключением того, что Гумилев (а особенно его последователи) интерпретировал пассионарный толчок как физико-биологическое явление, связанное с активностью Солнца, земной коры или еще каким-то фактором, порождающим “мутацию” пассионарности.

Более эзотерически настроенные исследователи считают эту энергию развития функцией связи с коллективным бессознательным. Термин “коллективное бессознательное”, введенный Карлом Густавом Юнгом, описывает коллективное, общее “сверхсознание” человечества, которое можно уподобить гигантскому человеку, с опытом миллионов лет существования человеческого рода, помнящего историю рождения и гибели народов, государств, отдельных людей и семей, короче, ВСЕ. Как клетки организма этого сверхчеловека, люди выполняют свою роль в жизни, но в то же время тождественны ему. При рождении народа энергия коллективного бессознательного вливается в группу людей, заряжая ее сознанием своего единства. Человек сознает себя больше, чем индивидом. Он несет миссию, является частью чего-то большего, и потому ставит интересы сообщества выше личных. Только при таком условии и может достигаться прогресс данного сообщества, созидание нового. При рождении народа количество пассионарных личностей велико, затем, постепенно, падает, пока все члены соообщества не захвачены только эгоистическими мотивами (“живем один раз”, “дайте пожить для себя”, “долго нас обманывали высокими идеалами, но пора и о своем благополучии позаботиться”). В этих условиях даже если пассионарные личности появляются, их энергия угасает в пассивности масс, в потребительском отношении к их попыткам улучшений: “давай-давай, посмотрим, что ты выкинешь еще”, или “ну давай, попробуй, если что получится, мы, может, и пристроимся”, а часто и в открытом предательстве. Поэтому захлебываются попытки реформ, предпринимаемых пассионарными государственными деятелями и мыслителями, осознающими опасность, в период угасания пассионарной энергии.

Но, если мы понимаем, что должно происходить, возникает искушение сделать то же самое самим. В течение последних десятилетий наблюдается очевидное угасание пассионарности в российском обществе, даже скажем прямо - именно в русском народе (что отражается, в частности, в статистике рождаемости). Может быть, можно возродить народ как новый?

В чем-то эта идея напоминает миф об Энее, спасшемся из Трои и основавшем Рим. Этот миф, очевидно, послужил Андрееву прообразом создания своего “нового народа”. Для нового народа нужен миф. И вот рассказывается миф о народной культуре “мазыков” - скоморохов, магов наподобие Кастанедовских нагуалей. И создается движение - Тропа Трояна - где этому искусству обучают. В рамках движения создана своя субкультура, но, чтобы сделать ее жизнеспособной, необходимо создание экономической базы. И вот тут начинаются проблемы. Эти самые “троянцы”, вроде бы с удовольствием развлекавшиеся скоморошьими забавами, оказываются катастрофически недееспособны, когда дело доходит до практической деятельности. Или, чаще, просто стоят в сторонке: “давай-давай, посмотрим, что ты выкинешь еще”.

Вроде все сделано правильно. Ингредиенты соблюдены, должен создаться новый народ - “троянцы”. Но не все так просто. “Дух дышит, где хочет”. А где не хочет, соответственно, не дышит. И вот десять лет, потраченные на создание этого гомункулуса, оказываются потрачены впустую.

Прощальное письмо Андреева - довольно грустный документ. Но его стоит процитировать здесь, хотя бы частично.

10 лет Тропы завершились. Я свободен. Я вылез с этой Тропой, потому что очень хотел, чтобы такая красота не пропала. Дедушки были против, они говорили: никому это не нужно. Просто затравят. Так уж у нас водится, у русских…

... Я отдавал все, что мог и ни с кого ничего не требую. Но последние полтора года мне не хотелось ездить на семинары и обучать тех людей, что называли себя Тропой. При одной мысли об этом у меня начиналась тоска. Затравили. И не только прямой и подлой травлей, чего тоже хватало, но это я бы перенес. Затравили упорной непробиваемой тупостью.

Только что умные и деловые, нахваставшиеся готовностью вести работу, вдруг превращались в тупиц, как только я начинал требовать с них эту работу. Ложь, ложь и ложь вокруг. Вы заврались ребятки, и предали себя и друг друга. И всюду тонкая, ядовитая подлость. ...

... Я немножко сумасшедший - я постоянно ощущаю, что работаю ради людей, ради тех, кому обещал рассказать о Тропе, о Руси, о дедах, ну и научить тому, что успел взять сам. С момента, как у большей части основного состава Тропы пропало желание учиться и работать над собой, я потерял интерес к преподаванию. Зачем делать то, что не нужно людям? Но я продолжал работать, потому что таков был договор. Теперь, когда появились люди, которые ощущают себя вправе говорить от имени Тропы, и говорить, что я завел не туда, я вздыхаю с облегчением. У вас есть заботливые хозяева, которые приведут вас куда надо. А я уволен! ... Я ухожу сам и распускаю Тропу в той части, в которой это зависит от меня. Тропы Алексея Андреева больше нет.

...И еще раз: я очень рад, спасибо вам всем и прощайте. Может быть, я был изрядным дураком и слепцом, но до какого-то мига я вас всех очень любил. И мне очень жаль, что у меня ничего не получилось. По сути, я потерпел сокрушительное поражение. Я слишком верил, что красота спасет мир. Может быть, кому-то будет легче оттого, что я признаюсь в своем поражении.

* * *

Понять причины кризиса "Тропы" для нас необычайно важно. В миниатюре в ней отражались все положительные свойства и все грехи создающихся духовных движений. Они делают ошибки и гибнут. Но они абсолютно необходимы, потому что именно в них проявляется живой творящий дух. И реальной альтернативы нет. Просто какие-то из них выживут, а какие-то канут в Лету. 2000 лет назад такое же бурление, множество небольших сект (не побоимся этого слова) бродячих проповедников завершились рождением мировой религии. Сходное бурление мы наблюдаем сегодня. Породит ли оно что-то долговечное - главный для меня вопрос.

* * *

Можно, конечно, сказать, что Андреев что-то делал не так. Что на самом деле нужно быть "терпеливым и мудрым". Или наоборот, практичным. Возьмем пример Ошо, создавшего свой ашрам в Пуне - коммерческое предприятие на широкую ногу. Или Кастанеду, не пытавшегося набрать последователей-практиков, а лишь издававшего книжки, да дававшего семинары в разных теплых местах с богатыми обитателями (типа Флориды, Калифорнии и Гаваев). Андреев, наоборот, книжек практически не издавал (только недавно, наконец, вышла одна). И семинары проводил массовые, недорогие и по всей стране.

Другая версия - это гипотеза взбунтовавшегося Голема, творения, восставшего против своего создателя. Может быть. Но у этого бунта должна быть причина.

Сам Андреев (или точнее, Шевцов, его "реальное" alter ego) дает следующее объяснение причин кризиса:

"Андреев был мечтателем. И поэтому он совершил одну принципиальную ошибку. Он хотел отдать знания мазыков тем, кто мечтал о сказке и о красоте Руси. Поэтому он начинал свой учебный курс с семинара, посвященного русской мифологии. И это было началом конца. Этот семинар, нулевка, собирал мечтателей, которым нужно было сидеть у ног сказочника забывшись в очаровании. До тех пор, пока Андреев рассказывал, Тропа росла. И пришедшим на этот зов было все равно, что он говорил. Это все было сказкой и мечтой. И даже когда он говорил о самопознании и работе над собой или о том, чтобы делать экономику или свой народ, ему кивали не потому, что соглашались делать, а затем, чтобы он не прекращал говорить…

... И вот множество людей потеряно, только потому, что начиная со сказки, он собрал сказочников, а потом сам же разрушал в них способность творить сказку. За это он должен был умереть, и обвинение, что он завел Тропу не туда, верно… По крайней мере, так можно сказать. Как и то, что он потерпел поражение.

Самопознанием и раскрытием способностей надо заниматься с теми, кто изначально хочет заниматься самопознанием и раскрытием способностей. И не надо раскрывать какие-то еще способности тем, чья единственная способность - творить сказку. Пусть творят."

********

У меня есть другая версия. Может быть, дело действительно в том, что Андреев, при всей своей игре и скоморошестве, верил в то, что делал? Или в какой-то момент поверил - и именно тогда дело это было обречено.

Владимир Котов, основатель Мерлин-клуба, в своей статье "Кризис реальности" прозорливо писал:

"Манипулирование реальностью, хоть и ограниченное пока некоторыми базовыми архетипами, инертностью коллективного опыта ординарно-магического воспроизводства "яви", все чаще используется с разной степенью осознанности всеми, кто хочет управлять событиями. Наиболее открыто это проявляется в политике, где демагогия обретает эффективность совершенно иного качества, нежели та, которую она имела в прежней истории, при господстве идеи объективно существующей правды. Именно демагог, то есть человек, использующий речь как инструмент изменения сознания и реальности, совершенно игнорируя ее информационные функции, а не "рационально" действующий лидер (просветитель и "толкователь"), который при этом сам никогда не осознает иррациональных корней своего доверия к собственной "правде", зачастую диссонирующей с иррациональными аспектами коллективного сознания, именно демагог-маг, словотворец, сказочник прямо взаимодействует с реальностью. В этом смысле демагогия более "истина", чем слепая по отношению к коллективному бессознательному и своим собственным иррациональным истокам "правдивая" речь, всегда адресованная не реальному слушателю, а тому представлению о нем, которое соответствует парадигме самого оратора, его иррациональной и ему самому невидимой вере."

Вот в этом и дело! При всем том, что Андреев был мифотворцем и сказочником, каких мало, он в какой-то момент искренне поверил, что создает новый народ, что служит высокому делу. И "реальность" тут же обернулась к нему маской паяца.

Довольно смешно и странно, но получается, что в сфере массовых коммуникаций нельзя верить в то, чем занимаешься. Как, впрочем, и в таких считающихся объективными сферах, как например, инвестиции. Ведь биржевой брокер или управляющий инвестиционным портфелем точно так же взаимодействуют с коллективным бессознательным, как и политик-демагог. Именно об этом толкует Джордж Сорос в своей "Алхимии финансов". Никакой объективной экономической реальности, на которую любят ссылаться экономисты, просто нет. Или, точнее, по мере увеличения могущества человеческого общества, "иллюзорная" реальность человеческого сознания способна все дальше уходить от некой "объективной" относительно безнаказанно!

Но в какой-то момент иллюзия кончается. И тогда созданный человеком, подражающим Творцу, мир рушится. Вдох и выдох Брахмы. Только у кого-то дыхание побольше, а у кого-то поменьше.





Copyright2001 - OVUM.ru

 

Написать 
автору сайта

 

 
Rambler's Top100
bigmir)net TOP 100



Hosted by uCoz