Оглавление.
Следующая
глава.
ВАЖНЕЙШИЕ
ПОНЯТИЯ ИЗ "ПУТЕШЕСТВИЯ
В ИКСТЛАН"
Люди,
как правило,
не отдают
себе отчета
в том, что в
любой
момент
могут
выбросить
из своей
жизни все
что угодно. В
любое время.
Мгновенно.
***
Человек не
должен
беспокоиться
о том, чтобы
сделать
фотографии
или
магнитофонные
записи. Все
это
излишества
спокойной
жизни. Во
всем, что мы
делаем, по-настоящему
необходимо
лишь одно - "дух".
Человек
должен
беспокоиться
лишь
о духе,
который
убывает.
***
Воин не
нуждается в
личной
истории. В
один
прекрасный
день
он
обнаруживает,
что в ней нет
никакой
нужды, и
просто
избавляется
от нее.
***
"Я
собираюсь
взять
твоего отца
в качестве
примера,
чтобы
проиллюстрировать
мою точку
зрения на
личную
историю.
Твой отец
знает о тебе
все. Поэтому
ты для него -
как
раскрытая
книга. Он
знает, кто ты
такой, что из
себя
представляешь
и чего
стоишь. И
нет на земле
силы,
которая
могла бы
заставить
его
изменить
свое
отношение к
тебе.
Естественно,
такое
интимное
знание о
тебе есть и у
всех
твоих
друзей. У
каждого, кто
тебя знает,
сформировался
определенный
образ твоей
личности. И
любым своим
действием
ты
как бы
подпитываешь
и еще больше
фиксируешь
этот образ.
Личная
история
постоянно
нуждается в
том, чтобы ее
сохраняли и
обновляли.
Поэтому ты
рассказываешь
своим
друзьям и
родственникам
обо всем, что
делаешь. С
другой
стороны, для
воина, у
которого
нет личной
истории, нет
необходимости
в
объяснениях,
его
действия не
могут
никого
рассердить
или
разочаровать,
а самое
главное - он
не связан
ничьими
мыслями и
ожиданиями".
***
Когда
отсутствует
какая бы то
ни было
определенность,
мы
все время
алертны, мы
постоянно
готовы к
прыжку.
Гораздо
интереснее
не знать, за
каким
кустом
прячется
кролик, чем
вести
себя так,
словно тебе
все давным-давно
известно.
***
Пока
человек
чувствует,
что
наиболее
важное и
значительное
явление в
мире - это его
персона, он
никогда не
сможет
по-настоящему
ощутить
окружающий
мир. Точно
зашоренная
лошадь,
он не видит в
нем ничего,
кроме
самого себя.
***
Смерть - наш
вечный
попутчик.
Она всегда
находится
слева
от нас на
расстоянии
вытянутой
руки, и
смерть -
единственный
мудрый
советчик,
который
всегда есть
у воина.
Каждый раз,
когда
воин
чувствует,
что все
складывается
из рук вон
плохо и он на
грани
полного
краха, он
оборачивается
налево и
спрашивает
у
своей
смерти, так
ли это. И его
смерть
отвечает,
что он
ошибается и
что кроме ее
прикосновения
нет ничего,
что
действительно
имело бы
значение.
Его смерть
говорит: "Но
я же
еще не
коснулась
тебя!"
***
Если воин
что-то решил,
он идет до
конца, но при
этом он
непременно
принимает
на себя
ответственность
за то, что он
делает. Что
именно воин
делает -
значения не
имеет, но он
должен
знать, зачем
он это
делает, и
действовать
без
сомнений и
сожалений.
***
В мире, где за
каждым
охотится
смерть, нет
времени на
сожаления
или
сомнения.
Время есть
лишь на то,
чтобы
принимать
решения, И не
важно, в чем
будут
заключаться
эти решения.
Ничто
не является
более или
менее
серьезным и
важным, чем
что-то
другое. В
мире, где
смерть - это
охотник, нет
больших или
малых
решений.
Единственное
решение
заключается
в том, что
воин
должен
встретиться
лицом к лицу
со своей
неотвратимой
смертью.
***
Воин должен
учиться
быть
доступным и
недоступным
на
поворотах
пути. Для
воина
бессмысленно
непреднамеренно
оказываться
доступным в
любое время,
точно так же,
как
совершенно
бессмысленно
прятаться,
когда все
вокруг
знают, что
сейчас он
прячется.
***
Для воина
быть
недоступным
- значит
прикасаться
к
окружающему
его миру
бережно.
Съесть не
пять
перепелов, а
одного. Не
калечить
растения
лишь для
того, чтобы
сделать
жаровню. Не
подставляться
без
необходимости
силе ветра. И,
превыше
всего, - ни в
коем случае
не истощать
себя и
других. Не
пользоваться
людьми, не
выжимать из
них все до
последней
капли,
особенно из
тех, кого
любишь.
***
Беспокойство
неизбежно
делает
человека
доступным,
он
непроизвольно
раскрывается.
Тревога
заставляет
его в
отчаянии
цепляться
за что
попало, а
зацепившись,
он уже
обязан
истощить
либо себя,
либо то, за
что
зацепился.
Охотник-воин,
с другой
стороны,
знает, что в
его ловушки
еще не раз
попадет
дичь,
поэтому он
не
беспокоится.
Беспокоиться
- это значит
становиться
доступным,
неосознанно
доступным.
***
Быть
недоступным
- вовсе не
означает
прятаться
или
скрываться.
И не
означает,
что нельзя
иметь дело с
людьми.
Охотник-воин
недоступен
потому, что
не выжимает
из своего
мира
все до
последней
капли. Он
слегка
касается
его,
оставаясь в
нем
ровно
столько,
сколько
необходимо,
и затем
быстро
уходит, не
оставляя
никаких
следов.
***
Быть воином-охотником
- значит не
просто
ставить
ловушки.
Охотник
добывает
дичь не
потому, что
устанавливает
ловушки, и
не потому,
что знает
распорядки
своей
добычи, но
потому, что
сам не имеет
никаких
распорядков.
И в этом - его
единственное
решающее
преимущество.
Охотник не
уподобляется
тем, на кого
он
охотится.
Они скованы
жесткими
распорядками,
путают след
по
строго
определенной
программе, и
все причуды
их легко
предсказуемы.
Охотник же
свободен,
текуч и
непредсказуем.
***
Для
обычного
человека
мир кажется
странным
своим
свойством
либо
нагонять
скуку, либо
быть с ним не
в ладах. Для
воина мир
странен,
потому что
он огромен,
устрашающ,
таинствен,
непостижим.
Воин должен
с полной
ответственностью
отнестись к
своему
пребыванию
здесь - в этом
чудесном
мире, сейчас -
в это
чудесное
время.
***
Воин должен
научиться
отдавать
себе отчет в
каждом
действии,
сделать
каждое
действие
осознанным.
Ведь мы
пришли
сюда
ненадолго, и
времени,
которое нам
отпущено,
слишком
мало,
действительно
слишком
мало для
того, чтобы
прикоснуться
ко всем
чудесам
этого
странного
мира.
***
Поступки
обладают
силой.
Особенно
когда тот,
кто их
совершает,
знает, что
это - его
последняя
битва. В
действии с
полным
осознанием
того, что это
действие
может стать
для тебя
последней
битвой на
земле, есть
особое
всепоглощающее
счастье.
***
Воин должен
сосредоточить
внимание на
связующем
звене
между ним и
его смертью,
отбросив
сожаление,
печаль и
тревогу.
Сосредоточить
внимание на
том факте,
что у него
нет времени.
И
действовать
соответственно
этому
знанию.
Каждое из
его
действий
становится
его
последней
битвой на
земле.
Только в
этом случае
каждый его
поступок
будет
обладать
силой. А
иначе все,
что
человек
делает в
своей жизни,
так и
останется
действиями
глупца.
***
"Смерть
ожидает нас,
и то, что мы
делаем в
этот самый
миг,
вполне
может стать
нашей
последней
битвой на
этой земле. Я
называю это
битвой,
потому что
это - борьба.
Подавляющее
большинство
людей
переходит
от действия
к действию
без борьбы и
без мыслей.
Воин-охотник
же, наоборот,
тщательно
взвешивает
каждый свой
поступок. И
поскольку
он очень
близко
знаком со
своей
смертью, он
действует
рассудительно,
так, словно
каждое
его
действие -
последняя
битва.
Только
дурак может
не заметить,
насколько
воин-охотник
превосходит
своих
ближних -
обычных
людей. Воин-охотник
с должным
уважением
относится к
своей
последней
битве. И
вполне
естественно,
что
последний
поступок
должен быть
самым
лучшим. Это
доставляет
ему
удовольствие.
И
притупляет
страх".
***
Воин - это
безупречный
охотник,
который
охотится на
силу;
он не
опьянен и не
безумен, у
него нет ни
времени, ни
желания
добиваться
чего-то
обманом,
лгать
самому себе
или
совершать
неверные
действия -
ставки
слишком
высоки.
Ставками
являются
его
безупречная
и
избавленная
от
излишеств
жизнь,
которую он
так долго
укреплял и
совершенствовал.
Он не
собирается
отбрасывать
это,
совершая
какие-нибудь
глупые
просчеты
или
ошибочно
принимая
одно за
другое.
***
Человек,
любой
человек,
заслуживает
всего, что
составляет
человеческую
судьбу, -
радости,
боли, печали
и борьбы. Но
природа
поступков
человека не
имеет
значения,
если он
действует
как
подобает
воину.
Если дух его
разрушен,
ему нужно
просто
укрепить
его -
очистить и
сделать
совершенным.
Укрепление
духа-
единственное,
ради чего
действительно
стоит жить.
Не
действовать
ради
укрепления
духа - значит
стремиться
к смерти, а
стремиться
к
смерти -
значит не
стремиться
ни к чему
вообще,
потому что к
ней в лапы
каждый из
нас
попадает
независимо
ни от чего.
Стремление
к
совершенствованию
духа воина -
единственная
задача,
достойная
нашего
времени,
достойная
нас как
человеческих
существ.
***
Нет в мире
ничего
более
трудного,
чем принять
настроение
воина.
Бесполезно
пребывать в
печали и
ныть,
чувствуя
себя
вправе этим
заниматься,
и верить, что
кто-то
другой что-то
делает с
нами. Никто
ничего не
делает ни с
кем, и менее
всех -
с воином.
***
Воин - прежде
всего
охотник. Он
учитывает
все. Это
называется
контролем.
Но, закончив
свои
расчеты, он
действует.
Он
отпускает
поводья
рассчитанного
действия, и
оно
совершается
как бы само
собой. Это -
отрешенность.
Воин
никогда не
уподобляется
листу,
отданному
на волю
ветра. Никто
не может
сбить его с
пути.
Намерение
воина
непоколебимо,
его
суждения -
окончательны,
и никому не
под силу
заставить
его
поступать
вопреки
самому себе.
Воин
настроен на
выживание, и
он выживает,
выбирая
наиболее
оптимальный
образ
действия.
***
Воин - всего
лишь
человек,
просто
человек. Ему
не под силу
вмешаться в
предначертания
смерти. Но
его
безупречный
дух,
который
обрел силу,
пройдя
сквозь
невообразимые
трудности,
несомненно
способен на
время
остановить
смерть. И
этого
времени
достаточно
для того,
чтобы воин в
последний
раз
насладился
воспоминанием
о своей силе.
Можно
сказать, что
это - сговор,
в
который
смерть
вступает с
тем, чей дух
безупречен.
***
Воспитание
не имеет
никакого
значения. То,
что
определяет
наш путь,
называется
личной
силой.
Личность
человека -
это
суммарный
объем его
личной силы.
И только
этим
суммарным
объемом
определяется
то, как он
живет и как
умирает.
***
Личная сила -
это чувство.
Что-то вроде
ощущения
удачи или
счастья.
Можно
назвать ее
настроением.
Воин - это
охотник за
силой. На нее
необходимо
охотиться и
накапливать
ее в течение
целой жизни
борьбы.
***
Воин
действует,
как если бы
он знал, что
он делает,
даже
когда на
самом деле
он не знает
ничего.
Обычный
человек
по-разному
действует в
отношении
того, что
считает
правдой, и
того, что
считает
ложью. Воин
действует
безупречно
в обоих
случаях.
***
Воин не
испытывает
угрызений
совести за
что-либо
содеянное,
так как
оценивать
собственные
поступки
как низкие,
отвратительные
или дурные
означает
приписывать
самому себе
неоправданную
значительность.
Весь смысл
заключается
в том, чему
именно
человек
уделяет
внимание. Мы
либо делаем
себя
жалкими,
либо делаем
себя
сильными -
объем
затрачиваемых
усилий
остается
одним и тем
же.
***
Люди
говорят нам
с момента
нашего
рождения,
что мир
такой-то и
такой-то и
все обстоит
так-то и так-то.
У нас нет
выбора. Мы
вынуждены
принять, что
мир именно
таков, каким
его
нам
описывают.
***
Искусство
воина
состоит в
сохранении
равновесия
между
ужасом быть
человеком и
чудом быть
человеком.
Оглавление.
Следующая
глава.