Книги Статьи Интервью Письма Мнения Опыт Практика Сновидения Гостевая книга Обьявления Форум Чат Ссылки Юмор Разное |
БЕСЕДА КАРЛОСА КАСТАНЕДЫ СО СВАМИ МУКТАНАЦДОЙ ПАРАМАХАНСОЙ Перевод Дмитрия Пальца К эти Спиит и Клаудио Наранхо, духовные учителя, имею - щие многочисленных последователей в районе Сан- францискского залива, провели длительное время с Муктанан - дои в Пьедмонте. Однажды они привели к нему своего друга Карлоса Кастанеду, автора популярной серии книг, в которых содержатся хроники его ученичества у мага из индейского пле- мени яки. Естественным образом беседа между Баба и Кастане - дои сосредоточилась на сравнении традиций йоги и магии аме - риканских индейцев. Кардос Кастанеда Мне очень приятно находиться в столь святой компании. Баба: Мы в Индии вновь и вновь осознаем, что нам нужно стре - миться к общению с йогами, святыми и другими духовно раз- витыми людьми. К.К.: Я вышел из иной традиции. Моя встреча с доном Хуаном никоим образом не была преднамеренной. Я католик, и наши интересы в области религии сводятся к тому, чтобы не отступать от догм; до тех пор пока вы поступаете так, вы в безопасности. Встреча с доном Хуаном действительно была случайностью. Я не искал ее. Сейчас, разумеется, моя позиция изменилась. Он показал мне, что единственный путь роста - это искать общее - тва тех, кто идет по пути знания. Баба: В том, что вы говорите, заложен глубокий смысл. Нельзя достичь внутреннего удовлетворения, только лишь следуя дог- мам. Если догмы могут помочь найти удовлетворение за их пределами, от них может быть польза. Иисус сказал, что царство Божие внутри нас. Догмы оправдывают себя, только если помо - гают отыскать это царство. К.К.: В частности в случае дона Хуана, догм, которым стоило бы следовать, весьма немного. Баба: Внутреннее Я в высшей степени свободно. Оно независимо от всех внешних факторов, оно выходит за рамки всех ритуалов, и оно выше всяких догм. В наших писаниях содержится мно- жество философских доктрин, называемых "пугями". И точно так же, как для того чтобы войти в этот чертог, вам нужно отказаться от всех путей извне для того, чтобы войти в чертог Бога, находящийся внутри вашего существа, вам нужно отка- заться от всех внешних догм и ритуалов. К.К.: Да, это требует полного преображения. Интересно, есть ли у вас ученики или студенты? Я отличаю одно от другого: студент является человеком думающим, ученик же более озабочен прак - тической стороной обучения. Баба: Здесь вы найдете лишь нескольких учеников. В должное время последователи становятся подобны гуру. К.К.: Как их отбирают? Это вопрос выбора учителя, или их ука- зывает какая-то иная, независимая сила? Баба: Отбор происходит в высшей степени естественным обра- зом. По мере того как ищущие приходят и время от времени навещают меня, они все больше и больше выражают свою любовь, и таким образом они сами выбирают себя. Это не слишком сложная задача; она не требует от меня многого. Как только внутренняя Шакта, божественная энергия, касается ищущего и вызывает его внутреннее пробуждение, человек уже отмечен. Мне нет необходимости производить отбор; его про- изводит внутренняя Шакти. К.К.: Это похоже на метод дона Хуана. Он предоставляет выяв - ление ученика духу. Единственная разница состоит в том, что, когда ученик выявлен, учитель должен заманить его к себе. Баба: Мне нет нужды заманивать своих учеников. Шакти, полу- ченная мной от моего гуру, делает это за меня помимо моего желания. Шакти входит в ищущего добровольно. Мне нет нуж - ды что-либо делать. Если вы прочтете мою книгу "Игра Созна - ния", вам станет ясно, каким образом Шакти овладевает людь- ми. Эта Шакти также называется Кундалини, созидательной силой Вселенной. К.К.: Этот процесс весьма отличается от того, что практикуют маги американо-индейской традиции. Баба: Между двумя традициями не может быть большой разни - цы, поскольку все пронизано одной и той же Шакти. К.К.: Американские индейцы считают, что никто по своей воле не согласится пройти весьма суровый курс обучения. Соплемен - ники дона Хуана полагают, что доброволец не может не сомне - ваться. Они считают, что овладеть знаниями может только тот, кто вынужден, а ко всякому добровольцу они относятся скеп- тически. Именно поэтому учитель должен "заарканить" уче- ника. Баба: Мы уверены, что Шакти, перед тем как активизироваться в человеке, весьма тщательно отбирает его. Эта Шакти - та же энергия, которая создает весь космос, а потому она в высшей степени разумна, сознательна и всеведуща. Ей известно прош - лое, настоящее и будущее, и она знает, в какого человека войти. К.К.: Дон Хуан имея в своей жизни только двух учеников - я один из них, - и они пришли к нему, когда он был в весьма почтенном возрасте, около восьмидесяти лет. Баба: У каждого йога или святого человека свой путь. К.К.: Как вы думаете, есть ли разница между путем святых и тем, что мы называем магией? Есть ли в вашей традиции что-либо, подобное колдовству или магии? Баба: В нашей традиции нет ни колдовства, ни магии. В Сиддха- Йоге Шакти разворачивается посредством медитации, и имен - но такое пробуждение дает то, что мы называем сиддхи, духов- ными силами. В древности были йоги, обладавшие удивитель- ными и непостижимыми силами. Одного из них звали Джна- нешвар Махарадж. Однажды он захотел пойти и встретиться с неким человеком; тогда он приказал стене, на которой сидел, двигаться, и стена доставила его туда, куда ему было нужно. Это магия внутренней Шакти, магия Божьего благоволения. К.К.: Да, я согласен с этим. Но уделяете ли вы значительное внимание практикам, которые ведут к обретению этих сил, или же они не имеют существенного значения для большего раз- вития? Баба: Если вы углубитесь в себя посредством медитации, вы об- наружите центры этих сил, а когда вы натолкнетесь на них, эти силы станут вам доступны. К.К.: Эти центры находятся внутри тела? Баба: Не физического тела; я говорю о тонких центрах. Сущест- вует, например, центр в сердце, но это не физическое сердце. К.К.: Если центры находятся не в физическом теле, то находятся ли они в каком-то другом теле? Баба: Внутри нашего тела существует еще три тела; тонкие цент - ры расположены в этих телах. В данный момент вы функцио- нируете в одном теле. Когда вы спите, вы входите в другое тело. Во время глубокого сна вы входите в еще одно тело, а когда медитируете - в еще одно. То есть существует четыре тела, а не одно. Согласно нашей философии, существует также четыре соответствующих состояния: бодрствование, сон, глубокий сон и турия, трансцендентальное состояние. К.К.: Эти концепции весьма любопытны, поскольку маги, подоб - ные дону Хуану, в качестве последнего испытания своих учени - ков хватали их и бросали в пропасть. Но ученик никогда не достигал дна. Мне трудно дать этому рациональное объяснение. Что при этом происходит с телом? Оно должно разбиться на дне пропасти. Но дон Хуан говорил, что оно не разбивается. Он говорил, что меня разрушит лишь представление о моем теле как о целом. Баба; Согласно йоге медитации, вы переходите из грубой материи в чистое Сознание. То, что оказывается грубым, исходит из Сознания. Хотя тело не исчезает, оно утрачивает свою грубость и преобразуется в Сознание. Мы думаем, что оно физическое, грубое, но в действительности оно является чистым Сознанием. К.К.: Есть ли в вашей традиции шаги, ведущие к осознанию того, что все есть Сознание? Не является ли медитация одним из них? Баба: Наш путь состоит только из медитации. Это осознание приходит посредством медитации. По мере углубления внутрь себя вы все больше осознаете тот факт, что вы представляете собой не грубую материю, а Сознание. Мы называем это различ - ными стадиями эволюции. Мне представляется, что все, что вы делаете, имеет корни в нашей традиции; разве что изменилась его внешняя форма. К.К.: Хочу спросить вас о видении своего двойника, упомянутом в вашей книге "Игра Сознания". Один из важнейших элементов знания дона Хуана - это развитие "внешнего Я", точной нашей копии, которая должна действовать в мире вместо нас. Есть ли в вашей традиции что-либо подобное? Баба: Да, мы называем это "пратика даршан", или видением соб - ственного двойника. То, что вы описали, является частью клас- сической йоговской традиции. В Индии бывали йоги, которые могли одновременно существовать в двух местах. Один из таких йогов по имени Манпури мог в одном виде быть в своем ашраме, и в то же время в другом виде - где-нибудь работать. Опять же, мне кажется, что в наших писаниях содержатся основы того, о чем вы говорите. Первоначальная школа, от которой произош - ли обе эти традиции, должна быть одной и той же. Если вы прочтете наши мифологические писания, вы найдете там йогов или воплощения богов, которые принимали разные обличья для выполнения разных дел в разных местах. К.К.: А уделяется ли сегодня внимание этой практике? Баба: Да. Возьмем, к примеру, моего гуру. Хотя он уже не пребы - вает в физическом теле, он часто является мне и дает советы по различным вопросам. Несмотря на то что он покинул физичес- кое тело, мы считаем его совершенно реальным и поклоняемся ему. Он является нам во время медитаций и сна, передает нам послания, а затем уходит. Мой гуру явил себя многим моим последователям и передает им послания. К.К.: Настоящий Учитель - это тот, кто перешагнул через свою смерть? Баба: Никто не будет считаться в Индии великим гуру, если не перешагнет через свою смерть. КК: Как интересно! Это совершенно отличается от взглядов дона Хуана. У него вообще не было концепции выхода за пре- делы смерти. Маги считают, что с распадом тела всему наступает конец. Баба: Это не так. Например, очень глубокий сон - это разновид - ность смерти, однако мы выходим из него. С приходом смерти мы покидаем лишь это тело, но не перестаем существовать. Покинувший это тело может вернуться в другое. Не расскажете ли вы мне, что вы делаете для достижения состояния, которого предполагаете достичь? К.К.: Я закончил свое обучение, длившееся пятнадцать лет. Дон Хуан теперь покинул меня; он вытолкнул меня в мир. Теперь все оставлено на мое усмотрение. Баба: В Индии человек также должен проходить обучение не менее двенадцати лет. Но приходит время, когда гуру понимает, что ученик достиг совершенства, и позволяет ему уйти. К.К.: Упомянутое вами видение Учителя во сне весьма мне им- понирует. Было время, когда я мог встретиться с доном Хуаном во сне, но теперь, когда он отпустил меня, я не могу найти его нигде, даже во сне. Баба: Некоторые опыты сна приносят необычные плоды. То, в чем ваш разум активно заинтересован, показывает себя в снах. В Индии был святой по имени Тукарам Махарадж, получивший духовную инициацию во сне. В результате этого он достиг со- вершенства. Мой гуру является мне даже теперь, поскольку для меня он вполне жив. Я почитаю его в своих медитациях как живое существо. Я люблю моего гуру всем своим внутренним сердцем, поэтому он и является мне. К.К.: Вы говорите о видениях во время медитации или о снови- дениях? Баба; Это различные виды видений. Некоторые из них - это обычные сны, другие же близки к медитации; они-то как раз заслуживают наибольшего доверия. В медитации также сущес- твует состояние, называемое тандра, не являющееся ни сном, ни бодрствованием, и все, что вы видите в этом состоянии, оказывается правдой. К.К.: То есть вы находили этому подтверждения? Баба: Вы очень хороший слушатель. За сказанным вами кроются глубокие размышления. К.К: В течение пятнадцати лет дон Хуан учил меня слушать внимательно, поэтому я всегда прислушиваюсь к сказанному всем своим существом. Баба: Это заметно. К.К: Единственное, чего я теперь не делаю,- так это ничего не записываю. Я делал записи во время бесед с доном Хуаном, потому что он не любил магнитофонов. Баба: Люди подобны магнитофонам, поскольку их мозги не мо - гут впитать сказанное. Мой гуру тоже не любил магнитофонов. К.К; Дон Хуан говорил, что, если у человека есть магнитофон, он никогда не будет слушать, рассчитывая потом прослушать пленку. Баба: Я согласен с этим, однако способностью хорошо слушать обладают далеко не все. Лишь немногие путем длительной прак - тики приобретают способность слушать с полным вниманием. Когда я беседовал с моим гуру, я даже не делал заметок. При написании же "Игры Сознания" все, что я слышал от него, излилось изнутри меня на бумагу. Я закончил ее в двадцать дней. Каждое сказанное им слово до сих пор живет в моей голове. К.К: Да, мне знакомо это чувство. Я испытал то же самое во время попыток написать о доне Хуане, даже при том, что у меня были записи. Баба: Жив ли еще дон Хуан? К.К: Ода. Баба: Судя по тому, что вы о нем написали, с ним стоило бы встретиться. К.К: Да, и было бы очень интересно, если бы он приехал в Сое- диненные Штаты, но он никогда этого не сделает. Он очень любит путешествовать, но никогда не выезжает за пределы Мек - сики. Я несколько раз просил его встретиться с разными людь- ми, но мне никогда не удавалось привезти кого-либо для встречи с ним. Баба: Мне очень нравится встречаться с такими людьми. К.К: Нужно будет это устроить, хотя я не знаю, когда в следую - щий раз увижу дона Хуана. Это может быть делом нескольких месяцев, а то и лет; он не видит меня больше. Это зависит теперь от меня и от того, насколько правильно я живу. Баба: Я очень рад, что вы пришли сюда с такой любовью. К.К: Я вскоре вернусь. Баба: Буду очень рад вам; мы сможем встретиться в любое время. ------------------------- Published by Sofiya, Transcedental Skamejka, 1998. http://scil.npi.msu.su/~ano |